Войти Зарегистрироваться
Авторизация на сайте

Ваш логин:

Ваш пароль:

Забыли пароль?

Реклама
Архив новостей
Реклама
Популярные статьи
10. Установление итогов голосования
Процедура установления итогов электронного голосования начинается сразу после окончания времени голосования после завершения голосования избирателей и проводится без перерыва до установления итогов голосования.

10. Установление итогов голосования
Процедура установления итогов электронного голосования начинается сразу после окончания времени голосования после завершения голосования избирателей и проводится без перерыва до установления итогов голосования.

13. Работа с протоколом участковой комиссии об итогах электронного голосования после его подписания
Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах электронного голосования с приложенными к нему документами незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию. К первому экземпляру протокола участковой

Киберкоммунизм.
Сегодня мы видим, как американоцентричная империалистическая система входит в свой идеальный шторм. И если не изменить текущий порядок вещей, то нам грозит а) глобальная война; б) скатывание в новое

Статья 49. Агитационный период. 1. Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и создания соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Агитационный п
2. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования. 3. Проведение предвыборной

Голосование на выборах - Сроки в избирательном процессе
Голосование является наиболее ответственной стадией избирательного процесса. Именно на ней находит выражение «развязка» всей избирательной кампании. Действующее законодательство подробно оговаривает

Порядок голосования на выборах
1. Помещение для голосования Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующего муниципального образования, воинской части,

Порядок досрочного голосования
Порядок досрочного голосования Организация проведения досрочного голосования осуществляется территориальными и участковыми избирательными комиссиями, которые обеспечивают установленный законом

Собрание кредиторов
Собрание кредиторов действует в любом конкурсном процессе, в отличие от комитета , который образуется не всегда, а только если этого пожелают кредиторы (за исключением ситуаций, когда конкурсных кредиторов

Почему надо голосовать за Путина и за путинских
Поговорим о выборах и об элитах. Ведь именно о политических элитах идет разговор, когда заходит речь о выборах. Сегодняшняя беда наша, одна из главных, — отсутствие национально ориентированных элит

Реклама

О пользе христианского воспитания в раннем возрасте

  1. [1] [2] В это жизнь человека: его характер, чувство ответственности, хорошие или плохие привычки,...
  2. Цель христианского воспитания
  3. Когда начинать воспитание?
  4. Духовные основы воспитания
  5. Факторы домашнего воспитания

[1] [2]

В это жизнь человека: его характер, чувство ответственности, хорошие или плохие привычки, умение справляться с трудностями и степень ее религиозности - во многом обусловлены ее воспитанием в детстве В это жизнь человека: его характер, чувство ответственности, хорошие или плохие привычки, умение справляться с трудностями и степень ее религиозности - во многом обусловлены ее воспитанием в детстве. Светлые воспоминания детства согревают человека в трудные минуты жизни, и, наоборот, люди, не имевшие счастливого детства, ничем не могут заполнить его. Когда мы встречаем таких людей - сирот, не знали родительской ласки; детей брошенных на попечение чужим людям - мы ощущаем на их души отпечаток тяжелых и болезненных ранних впечатлений.

Отсутствие религиозного воспитания в детстве непременно сказывается на характере человека: в душевном состоянии людей ощущается тяжесть. Ребенок чрезвычайно восприимчива к религиозным впечатлений: она инстинктивно тянется ко всему, что раскрывает красоту и значение окружающего мира. Отнимите это у ребенка - и его душа пойдет во тьму; ребенок останется в опустевшем мире с его мелкими будничными интересами. Нечто подобное происходит и с телом: если ребенок живет в мрачном и влажном помещении, то она растет бледной и слабой, без сил и радости в своем недоразвитом теле. В обоих случаях вина в недоразвитости и болезненности (душевной или телесной) ложится на родителей.

Случается, что бурная молодость, якобы разрушает веру в Бога, заложенную в детстве. Человек идет от религии и от Церкви, без всякой надежды на возвращение. Но Бог не оставляет человека, носящего в себе семена добра, и порой Господь стучит в его сердце. И когда человека озаряет какое-нибудь жизненное потрясение, он начинает осознавать свою ограниченность, беспомощность и начинает задумываться над смыслом человеческой жизни. Тогда забытые впечатления детства и духовные наставления оживают с новой силой, и человек возвращается к Богу. Так, святые воспоминания детских лет помогают человеку найти в жизни свою цель и значение. Вот почему очень важно родителям постоянно прилагать усилия, чтобы заложить в своих детях духовный фундамент. Возмужав, дети оценят родительские старания и будут всю жизнь благодарны им.

В этой статье я хочу раскрыть цель христианского воспитания и объяснить в чем оно заключается; объяснить значение семьи, храма и приходской школы в христианском воспитании детей; поговорить о некоторых трудностях и ошибках семейного воспитания.

Воспитание и образование

Воспитание - это процесс создания этической и духовной основы, а образование - это процесс развития умственных способностей ребенка. Этот вопрос касается двух разных сторон душевной деятельности человека. Думать, что образование (развитие умственных способностей) дает ребенку и нравственное развитие, нет никаких оснований. Можно встретить очень образованных людей, но невоспитанных и бездуховных, и, с другой стороны, - совсем необразованного крестьянина или простого рабочего, но весьма воспитанного в духовном и нравственном отношении.

Необходимо еще разграничивать понятия светского воспитания и воспитания религиозного. Всякое оторванное от религии воспитание - будь то семейное или школьное - преследует временные житейские цели, связанные с потребностями семьи, общества или государства. Так, например, современная американская школа построена на принципе «свободного воспитания», а система воспитания в тоталитарных странах стремится сделать человека послушным орудием государства. И в том и в другом случае истинное воспитание отсутствует, поскольку здесь целью воспитания является не сам ребенок, а интересы государства или общества. Политическая обстановка меняется, меняются педагогические принципы, а дети оказываются жертвами школьных экспериментов.

Другое дело религиозное воспитание, которое предлагает духовное развитие души, основанный на вечных Божественных принципах. Здесь цель христианского воспитания не меняется в зависимости от политических или философских веяний, а основывается на Божественном откровении. Поэтому в воспитании детей надо руководствоваться не модой, не требованиями государства, а словом Божьим. Века проходят, общественные условия меняются, а природа человеческой души остается той же.

Цель христианского воспитания

Христианское воспитание стремится дать ребенку духовное направление, чтобы она могла устоять перед различными соблазнами и идти в жизни правильным путем. А для этого нужно, чтобы она с детства не только знала правила поведения, но и обладала внутренней силой, которая делала ясными для нее различные проявления добра и зла.

Поскольку человек состоит из тела и души, то ребенок нуждается не только телесного воспитания, но и духовного. Если родители ограничиваются только физическим воспитанием ребенка и пренебрегают духовным, она растет «чадом тела», бездуховным рабом своих плотских желаний.

Святой Иоанн Златоуст так говорит об ответственности христианских родителей: «воспитать сердце детей в добродетели и благочестии - священный долг, который нельзя переступить, не сделав виновным в духовном убийстве детей. Это обязанность общий, как родителей, так и матерей. Существуют родители, которые не жалеют ничего, чтобы доставить детям удовольствие; а чтобы дети их были христианами - до этого родителям мало нужды.

Евангелие учит, что главное в жизни человека - правильное состояние его сердца. Под «сердцем» понимается тот центр внутренней жизни человека, в котором сосредотачиваются его желания и чувства, и который определяет его нравственную жизнь. Дать хороший направление сердцу ребенка является главной задачей воспитания.

Поскольку ребенок вынужден жить среди многих различных соблазнов, то очень важно для нее уметь самостоятельно разбираться в том, что правильно, а что нет. Для этого родители должны привить ребенку любовь к добру и внутреннее чутье, которое поможет ей распознавать и преодолевать искушения. Очень важно привить любовь к Богу в самом раннем возрасте, раньше, чем ребенок потеряет свою духовную восприимчивость.

Когда начинать воспитание?

Мысли часто расходятся в вопросе о возрасте, когда следует приступать к воспитанию детей. Некоторые родители считают, что после появления на свет ребенок долгое время нуждается только внешнего воспитания. Они смотрят на нее, как на котенка, не восприимчивы к духовным действий, считая, что в 2-3-х лет ум ребенка еще не развился к усвоению духовных предметов.

Такое мнение ошибочно и противоречит как науке, так и христианскому навчанню.Педагогична психология установила, что ребенок восприимчив ко многому с самого рождения. По моему мнению душа ребенка подобна чувствительной кинематографической ленте, которая непрерывно фиксирует все ощущения. Ребенок еще лежит в колыбели, а душа уже накапливает впечатления, улавливает звуки, взгляды, интонации голосов и даже душевное настроение родителей. Из всех этих впечатлений, формируется подсознание ребенка. И все, что она воспринимает день за днем, становится частью его личности, и тогда уже никакими способами эти впечатления не изменишь.

Кроме того, современная психология и педагогика пришли к выводу, что такое подсознательное впечатление в раннем детстве, имеет большое значение для дальнейшего развития человека. Например, некоторые душевные заболевания взрослых людей объясняются болезненными впечатлениями раннего детства. Вот почему родители должны помнить, что к первым ребенка надо подходить с наибольшей заботой, так как с момента рождения у нее начинает формироваться не только тело, но и душа.

Об этом же учит и наша вера. В Евангелии мы читаем: «приносили к Иисусу детей, ученики не допускали приносящих. Увидев, Иисус возмутился и приказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таков Царство Божие. И обняв их, возложил руки на них и благословил их »(Марк 10: 13-16). Обратим внимание на то, что детей ко Христу не приводили, а приносили. Исходя из этого, они были совсем маленькими, и не могли самостоятельно ходить. Ученики не допускали ко Христу таких малюток, очевидно, думая подобно многим современным родителям, что младенцы не способны что-то воспринимать.

Как же к этому отнесся Иисус? Он возмутился на апостолов. А как известно, Христос возмущался только в тех случаях, когда истина подавлялась ошибкой; например: при лицемерии фарисеев, при осквернение храма торговцами и т.п. И Он приказал ученикам: «пустите детей и не препятствуйте им, ибо таков Царство Небесное». Другими словами: дети более, чем взрослые, восприимчивы к добру, к любви и благодати, они инстинктивно стремятся к Богу. Затем Христос обнял и благословил детей.

Отсюда следует, что Христос учил, что религиозное воспитание надо начинать с самых малых лет. Итак, важнейший время для воспитания души - раннее детство. Собственно, в детские годы формируется нравственный мир человека. Душа ребенка в возрасте до 6-7 лет подобная мягкой глине, из которой можно лепить ее будущую личность. После этого возраста главные черты человека уже сформировались, и переделать их почти невозможно.

Поэтому хорошо поступают те родители, которые с самого раннего возраста прививают своим детям издревле установленные Церковью религиозные обычаи. Например: когда мать подносит своего ребенка к иконам, когда перед сном озаряет ее крестным знамением, или когда, превозмогая усталость, держит на руках в течение богослужения, или молится над ее кроваткой. В этом проявляется ее христианская забота о ней.

Ошибаются родители, когда они смотрят на своего ребенка, как на невинную существо, в котором еще нет никакого зла. Опыт показывает, что ребенок появляется на свет не только с хорошими задатками, но и с плохими. Наука называет эти качества наследственностью, а Церковь - следствием первородного греха, что повредил природу человека. Все люди рождаются с наследуемого склонностью к плохому. Поэтому воспитание ребенка непременно должно включать и борьбу с его дурными наклонностями. НЕ научив ее бороться с ними, мы оставим ее безоружным в борьбе с соблазнами. Когда ребенок предоставлен сам себе, то как бы она ни была талантливой, все ее добрые качества могут оказаться заглушенными низкими склонностями.

Известно, что каждый ребенок имеет внешнее сходство со своими предками: один похож на отца, другая - на мать, третья - на бабушку или прабабушку. Но вместе с телесной наследственностью, ребенок воспринимает и этические черты предков, как хорошие, так и плохие. Причем плохие качества развиваются и закрепляются очень быстро и могут заглушить семена добра. В растительном мире, например, сорные травы всегда гораздо выносливее и агрессивнее садовые и огородные растения. Чтобы вырастить что-нибудь полезное в саду, нужно постоянно бороться с сорняками.

Наблюдая любого ребенка, можно убедиться, как почти с колыбели в ней начинают проявляться черты: человек капризничает, то сердится, то нарочно делает не то, что нужно. Очень рано дети начинают лениться, хитрить, обманывать, проявляют жадность и жестокость по отношению к другим детям. В пять лет у ребенка уже можно заметить задатки его будущего характера. Если родители не учат ее бороться со своими дурными наклонностями, то эти склонности укрепятся и превратятся в страсти и пороки, с которыми будет очень трудно бороться. Иногда родители жалуются на своих детей, говоря: «откуда у него такая упрямство, капризы, тяга ко всему запретному? Ведь никакого дурного примера он не видит, кто его учит? »Тут надо учесть, что учить ребенка злу не надо: оно уже есть в нем. Одна мать, наблюдая своего первенца, говорила: «у него явным образом проявляются отрицательные черты его отца». К сожалению, хорошие качества получаемых усилиям и постоянством, а плохие сами развиваются.

Молодые родители склонны смотреть на эти «сорняки» легкомысленно, объясняя их неразвитостью ребенка. «Вот немного подрастет, - думают они, - тогда сам поймет, что это плохо и сам исправится». Думая так, они оставляют без внимания эти дурные наклонности и не учат ее бороться с ними. Они скорее склонны удовлетворить всякий каприз ребенка, действуя по известной пословице: «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало».

А педагогика и религия учат нас, что всякое проявление зла в душе надо преодолевать в самом начале, пока оно не окрепла. Если мы оставим его без внимания, то от повторения оно превратится в привычку. Горько потом раскаиваются родители, по излишней мягкости или безрассудной любви к ребенку жалеют и не наказывают ее. Потом уже трудно перевоспитывать, и ребенок растет своевольной и распущенной.

Родители должны с малых лет воспитывать детей так, чтобы они чувствовали, что есть дозволенное и недозволенное. Умные запреты и легкие наказания совершенно необходимы. Будьте уверены, что даже самый маленький ребенок поймет, что есть вещи разрешены и недозволенные. Поняв, что недозволенные вещи влекут за собой неприятные последствия, ребенок будет избегать всего запрещенного. Этим путем вы заложите в ней здоровый фундамент для дальнейшего воспитания. Ее детская воля, еще только начинает формироваться, будет уже подготовлена ​​к тому, что в жизни надо подчиняться установленным правилам.

Духовные основы воспитания

Дети по природе нежные, сердобольные, незлобливые, откровенные. Эти добрые качества еще в них слабые и требуют развития и укрепления. По мере того, как ребенок растет, родители должны закреплять в ребенке такое настроение или чувство, которое именно бы боролось с его дурными наклонностями и поддерживало хорошие. К счастью, в человеке есть замечательная способность - совесть. Задача родителей - развить в ребенке чуткую совесть и приучить ее прислушиваться к ее голосу.

Надо делать это не теоретически, а опираясь на религиозную основу: на веру в Бога и на наше отношение к Нему - на любовь, благодарность, ответственности за свои поступки. Без религиозной основы воспитания будет шатким и непрочным.

Некоторые думают, что понятие о Боге, о добре и зле и т.д. очень сложные для ребенка. Опыт, однако, показывает, что в 3-4 года ребенку вполне доступны эти представления, когда они поднимаются ей в наглядной форме, в виде, например, иконы над кроваткой, крестного знамения, самой простой молитвы и т.п. Чистая душа ребенка связывает первые религиозные понятия с голосом своей совести, и так создается в нее простая религиозность.

Для тех, кто сомневается в силе детской религиозности, отметим лишь следующее: вера в Бога не выдумана людьми, а рождается вместе с человеком. Поэтому она доступна и понятна всем людям, независимо от их возраста и умственного развития. Верить в Бога может и самая простая, необразованная человек и величайший ученый. Каждый верующий постигает и переживает свою веру в меру своих способностей, и по мере того, как человек развивается - растет, углубляется представления о Боге.

Родство христианской веры с человеческой душой позволяет развить ее в еще малых детях и строить на ней их воспитание. И можно только удивляться, как легко и глубоко принимают дети веру в Бога и насколько благотворно она влияет на них. Вера в Бога не только помогает ребенку бороться со своими дурными наклонностями, но она помогает ей решить ряд принципиальных вопросов, которые другим путем ей не объяснишь: о добре и зле, о возникновении мира, о цели жизни и т.д. Самое главное, что вера в Бога есть ключ к развитию всех положительных качеств в ребенке - благоговения, любви, жалости, стыда, раскаяния и желание стать лучше.

Понятие о грехе открывает перед ребенком путь нравственного выбора и сознание ответственности перед Богом. Теперь ребенок осознает, что ее недобрые поступки нарушают не только требования папы или мамы, но и порядок, установленный Богом. И за грехи ее может наказать не только отец или мать, но и отец Небесный. Равным образом, всякое духовное и материальное благо она теперь получает не из человеческих рук, а от Самого Господа Бога. Священное Писание такое духовное состояние именует «страхом Божиим» и учит, что оно является началом премудрости (Притчи Соломона 9:10).

В наше время выражение «страх Божий» для многих непонятный и соблазнительный, поэтому нужно на нем остановиться. Христианский «страх Божий» - это не тот животный страх дикарей перед силами природы, взыграли. Согласно Евангелию, наши отношения с Богом должны выражаться в сыновней любви, а истинная любовь не может огорчить. Например, хороший сын, слушает своего отца не из страха наказания, а из любви к нему, не желая огорчить его. Так же в христианстве так называемая «богобоязненность» связана с мыслью о Боге-Отце, которого мы не хотим оскорбить нарушением Его заповедей.

Итак, «страх Божий» или чувство благоговения перед Богом - это здоровый настрой, который нужно иметь каждому христианину. Это настроение ничего общего не имеет с чувством гнетущего животного страха неверующих людей, боящихся несчастью, болезней или смерти, от которых их никто не может спасти. У верующих наоборот, это - сознание своей личной ответственности перед Богом. Правильное религиозное воспитание требует привития ребенку этого чувства с самого раннего возраста.

Факторы домашнего воспитания

Как я уже говорил, пока ребенок мал он воспринимает все преимущественно через свои ощущения. По мере же того, как она подрастает, надо развивать в ней волю. Поскольку в раннем возрасте человек живет преимущественно влечениями своих чувств и желаний, когда разум ее еще не созрел, то надо меньше всего обременять ребенка разными моральными и логическими доказательствами.

Воспитание в семье начинается с приучения ребенка к послушанию. Чем раньше ребенок привыкнет сразу выполнять указания родителей, тем будет легче в дальнейшем ее воспитывать. Сначала воспитания сводится к запретам: не делай этого, так делать нельзя, это нехорошо. Но ребенок растет, и нужно ей давать что-то положительное, наставлять и учить. Здесь уже начинаются трудности, поскольку для внушения ребенку правил поведения не всегда бывает достаточно одних слов.

Конечно здесь мы сталкиваемся с нежеланием ребенка подчиняться, с известной упрямством с ее стороны. Чтобы преодолеть это, родители должны прибегать иногда и к более сильных средств.

Здесь бывают два способа: одни родители применяют наказания, другие же становятся на путь религиозного воздействия. Наказание, конечно, иногда необходимо; но если оно будет применяться часто и станет преобладающим средством воспитания, то это приведет к неблагоприятным последствиям. Во-первых, ребенок привыкнет выполнять нужно только «из-под палки» и не научится делать нужно с внутренних убеждений. Во-вторых, если наказание станут частыми, они сделают ребенка озлобленным, недоверчивым и могут оставить болезненный след в ее характере.

Успешнее действует религиозный способ воспитания. Родителям почти нет нужды прибегать к физическим наказаниям, когда они внушают ребенку не свои собственные правила, а то, что требует Господь Бог. Верующий мать учит ребенка так: «Не делай этого - Бог этого не любит. Этого нельзя - Бог этого не позволяет ». Или: «если так, то не Бог тебя накажет!» А если ребенок пострадал за свое непослушание (ушибся или обжегся), то мать говорит: «вот видишь, Бог тебя наказал за то, что ты Его не слушает».

Постепенно, шаг за шагом, родители могут приучить ребенка к ощущению зависимости от Бога. Если ребенок начинает делать что-либо запрещено, то ему говорят: «ты не думай, что Бог не видит, что ты тут без меня делаешь! Бог все видит », - и при этом ребенку указывают на икону в углу.

Но не только запреты должны вселяться именем Божиим. Еще важно когда положительные требования к ребенку основываться на Божественном авторитете. Надо объяснить ребенку, что Бог помогает ей во всем хорошем, и главный путь к получению помощи от Бога - это молитва. Ребенок должен понять, что без помощи Божией он не сможет ничего добиться. При этом необходимо еще учить ребенка благодарить Бога за все, что она - за здоровье, за еду, за радости, за вещи, которыми она пользуется. Также надо приучить ребенка молиться за своих родителей.

Огромное воспитательное значение для детского сознания имеет представление о Боге, как о небесном Отца, любящего нас и заботится о нас. Когда, например, ребенок остается дома одна или среди чужих людей, то мать ее успокаивает: «ты не один, с тобой Бог, тебя всегда защитит». Надо сказать ребенку о Ангела хранителя, который ее сопровождает, охраняет и этим помочь ребенку не бояться темноты и одиночества. Не менее важное значение имеет для ребенка любовь к Богу, источнику всякого блага, вселяется ей.

Чтобы эти наставления не прошли даром, надо их сочетать с наглядными священными предметами и определенными действиями: с крестным знамением, посещением богослужений в храме, целованием икон, зажиганием свечей перед иконами, просмотром библейских картин и иллюстраций, общей домашней молитвы, питьем святой воды, частым причащением, поклонами и т.д. Этим ребенок дисциплинируется, приучается следовать определенным правилам, и воля его привыкает повиноваться воле Божией.

Если сравнить этот способ воспитания с другими, исключающими христианскую веру, то мы увидим, как часто там используются окрики, побои, длинные и скучные морали, не затрагивают ни чувства, ни воли детей; или другая крайность, - необузданное своеволие и распущенность. Все это только калечит ребенка. Не в этом разному воспитании причина того, что дети из разных семей так резко отличаются друг от друга: одни - ласковые, доверчивые, чуткие ко всему доброму и жалостливые к другим; другие - мрачные, недоверчивые, бессердечные к другим и безудержные в своих желаниях. Чисто внешнее светское воспитание лишает ребенка самых ценных и высоких человеческих качеств.

Во всяком воспитании, особенно в религиозном, наибольшее влияние имеют не сами слова или наказания, а личный пример. Поведение близких к ребенку людей - вот что ежедневно и ежечасно влияет на ее душу. Дети сталкиваются с двумя группами людей: со своими домашними и с другими - школьными товарищами, соседями и просто с «улицей». Семья стремится дать ребенку хороший пример, тогда как со стороны товарищей, соседей и улицы дети часто склонны дурному влиянию. Но это не говорит, что нужно запретить детям всякое общение с окружающей средой: такое положение создало бы искусственное разобщение ребенка с окружающими и лишило бы ее необходимой подготовки к жизни. Надо только следить, чтобы влияние семьи преобладал над сторонними влияниями.

Для того, чтобы семья имела такое решающее влияние на ребенка, необходим непрерывный надзор со стороны родителей за детьми и личный хороший пример. Вот качества, которые нужны от родителей для успешного воспитания:

  • любовь к детям;
  • справедливое отношение к ним и последовательность в поступках "как учат, так и сами поступают».

Выясняя эти нелегкие обязанности, родители все больше осознают свою ответственность за своих детей. Приятно наблюдать, как молодые супруги, стремясь дать своим детям хороший пример, начинает именно следить за собой и заниматься самовоспитанием. Получается, что не только родители воспитывают своих детей, но и дети оказывают благотворное влияние на своих родителей.

Желательно, чтобы родители были верующими и вместе принадлежали к единой Православной церкви. В случае же смешанного брака очень важно, чтобы было достигнуто согласие (желательно еще до брака), что дети будут крещены в Православной Церкви и воспитываться в Православном духе. Расхождение родителей в вопросах веры и, особенно, споры по принципиальным вопросам в присутствии детей, создают раздвоенность в детских душах и могут очень повредить им.

Кроме того, родители должны всячески избегать споров при детях - будь то вопросы принципиальные или ежедневные мелкие практические вопросы. Когда дети видят разницу во взглядах родителей, они непременно используют это в свою пользу и обращаются к тому из родителей, кто менее требователен. В присутствии детей ни в коем случае нельзя критиковать друг друга или унижать: в конце концов это подрывает авторитет обоих родителей.

Вообще родители должны быть очень осторожны в разговорах при детях. Некоторые думают: маленькие, все равно не поймут. Но ребенок, даже не понимая умом, внутренним чутьем схватывает суть разговора, и это дает нежелательный толчок ее мыслям. Таким образом можно повредить душу ребенка или вызвать с ее стороны вопроса, на которые будет трудно ответить. Лучше не обсуждать некоторых тем при детях, избегать при них насмешек над людьми, не проявлять неуважения к тому, что для ребенка целое; например: критика учителей, духовенства и т.п. «Горе тому, кто соблазнит одного из малых сих, - сказал Христос, - было бы лучше, если бы ему повесить мельничный жернов на шею и утопиться в пучине морской" (Мф. 18: 6).

[1] [2]

Когда начинать воспитание?
Как же к этому отнесся Иисус?
Иногда родители жалуются на своих детей, говоря: «откуда у него такая упрямство, капризы, тяга ко всему запретному?
Ведь никакого дурного примера он не видит, кто его учит?