Войти Зарегистрироваться
Авторизация на сайте

Ваш логин:

Ваш пароль:

Забыли пароль?

Реклама
Архив новостей
Реклама
Популярные статьи
Реклама

Тарас Прохасько: До войны литература вернется много десятилетий - важные вещи проглядывают только через время - 5 канал

СЧИТАЮ, ЧТО ЛИТЕРАТУРА является диалог. БЫЛО БЫ страшная ложь, бы писатель ГОВОРИЛИ, ЧТО ПИШУТ ДЛЯ СЕБЯ ДЛЯ БОГА ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОЛЬЗЫ

- Господин Тарас, несколько раз в год Вы читаете лекции на "Курс ах писательского мастерства". О чем рассказываете слушателям? Вообще возможно научить кого-то писать?

- Возможны два подхода к такому изложения. Первый - когда речь идет о технологические приемы, закономерности построения текста, различные способы оптимального изложения сюжета. Но это скорее касается такой литературы, которую можно назвать прагматичной или прикладного. Если кто-то хочет написать сценарий, детектив или другой жанровый произведение, то, конечно, такие приемы могут быть полезны и ими можно воспользоваться.

Но существует еще писательство нелогичное, не укладывается в рамки законов и правил. То есть литература, для которого творчество важнее, чем изготовления продукта. Тогда речь не идет о каких-то приемы. Единственное, чего можно научить в таком случае - это открыть горизонты. Тогда такие лекции могут розшториты или открыть занавески на еще каком окне. Для тех, кто не имеет прагматического подхода к своему писания, единственный способ какого-то такого обучения является показать вероятность чего-то другого. Как говорят мудрые философы, я не могу научить кого-то думать, но могу показать, как надо думать.

- В рамках курса читаете лекции в Киеве, Львове, Харькове. Отличаются аудитории этих городов?

- Это чувствуется, да. Всегда есть люди, которые хотели бы услышать больше практического и полезного, а есть те, которым просто надо развеять свои сомнения или набраться уверенности на примере известных писателей. Но на самом деле я пытаюсь сделать так, чтобы было интересно и одним, и другим. Считаю, что литература является диалогом. Было бы страшной ложью, если бы писатели говорили, что пишут для себя, для Бога, для общественной пользы. Если мы что-то написали, а тем более, если это открываем, публикуемые - это зачин какой разговора. Мы к кому обращаемся. Соответственно, к каждому прочитанного произведения имеем какие-то вопросы, претензии, замечания. Он становится толчком к своей рефлексии или хотя реакции на прочитанное. То есть диалог происходит, но как бы с заглушенным одним концом телефона, когда один говорит - другой слушает, потом читатель говорит, но автор уже не слышит. И это самая большая драма литературы. А такие встречи могут нечутнисть этого диалога как-то исправить. В том сила и наслаждение, поэтому эти живые встречи является так популярны. Я всегда призываю моих слушателей, чтобы сказали вживую то, чего не могут сказать, прочитав книгу. Тогда этот круг имеет шанс замкнуться.

Тогда этот круг имеет шанс замкнуться

Facebook / Тарас Прохасько

ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД В УКРАИНЕ БЫЛО ПОПУЛЯРНО ПОЛУЧАТЬ ДИПЛОМЫ И СЕРТИФИКАТЫ, а теперь, оказывается, СТАЛО очень популярна УЧИТЬСЯ

- Как думаете, почему именно сейчас вспыхнул интерес к литературному образованию?

- Это закономерное развитие нынешней цивилизации. Потому что в постиндустриальном мире каждый раз большей ценностью становится текст, авторство, креативность, то есть индивидуальное творчество. Все больше предметом труда людей есть тексты различного достоинства. Начиная от билетов на поезд и заканчивая рекламными роликами. Тексты стали частью общественного производства. Авторство благодаря развитию информационных коммуникационных сетей сошло до самых широких слоев и очень распространилось. Теперь можно быть автором, имея телефон и подключившись к сети. Цивилизационное развитие, эта доступность и изменение роли авторства является причиной всего этого.

Еще один фактор - в Украине наконец сформировалась книгоиздательское индустрия. Возможно, она находится на начальных этапах развития, но все функции, присущие ей, у нас прекрасно функционируют. Плюс вопрос онтологическое: смысла жизни, смерти, бессмертия. Многие понимают, что текст является тем, что остается. Что человек в форме текста становится бесконечная ... Еще несколько лет назад в Украине было популярно получать дипломы и сертификаты, а теперь, оказывается, стало очень популярно учиться. Все эти мастер-классы, курсы, кик-боксинг, гончарство, ходули ... И среди всего этого есть писания.

- Какой, по Вашему мнению, роль литературы в Украине?

- Думаю, украинская литература сейчас находится в том хорошем периоде, когда все больше людей начинает понимать, что роль литературы не является в борьбе за счастье всего человечества, не в том, чтобы спасти нацию от упадка, даже не в особой познавательной, не в информативности , а в определенных эмоционально-интеллектуальных ориентирах. Современный человек часто не может себе дать совет со всей гиперинформациею, а эмоционально-окрашенные литературные образы помогают ее оживить и переварить. Чтобы и информация не проходила через нас, как канализация, а оставшуюся запоминающейся. Литература, собственно, тот туда, пережитый кем сгусток информации.

- Что должен получать читатель, кроме удовольствия от текста?

- Украинская литература становится все шире, выполняет различные функции. Думаю, теперь с каждым годом у нас будет распространяться эпидемия литературы non-fiction: репортажи, биографии. И хотя это та же информация, пропущен через субъективные эмоции, но она познавательна. Кроме того, литература так же является очень серьезной частью философствования. Человеку, склонному к философствования, нужно прикасаться к таким вещам. Каждый такой прикосновение является толчком к собственным размышлениям. Для части людей, что тоже немаловажно, литература остается виртуальной реальностью. То есть так, как оно было когда-то, когда многие читали ради того, чтобы отвлечься на несколько часов окунуться в мир воображения, фантазий и грез. Теперь, правда, большинство использует для этого новые технологии, но остается надежный слой людей, которые доверяют прежде своем воображении.

Теперь, правда, большинство использует для этого новые технологии, но остается надежный слой людей, которые доверяют прежде своем воображении

Facebook / Тарас Прохасько

ТАК ЖЕ, КАК ПЕКАРЬ ДЛЯ ВСЕХ печет хлеб, писатель должен ТО ВРЕМЯ, КОТОРОЕ ЕМУ делегировали ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВРЕМЕНИ НЕ ИМЕЮТ. Мол, ты подумай и напиши НАМ ТО

- В каких местах удается чаще ловить идеи для творчества: в горах, родном Ивано-Франковске или еще где-то?

- инспирации имеет два происхождения. Одно - когда картины очень богатыми, насыщенными. Вроде многолюдный город со сложной архитектурой, с множеством воды, деревьев, собак, кошек, лодок. Например, Амстердам, Черновцы, Львов или Франковск. И когда ты это видишь, смотришь на все эти лица, эти фрагменты, возникают образы одного сорта. А когда есть недостаток картинки, пустота перед глазами, тогда надо добывать с середины то, что когда-то было. Я убеди, что есть два основных типа мышления. И самое идеальное, когда в литературе они сочетаются. Первый из них - ориентация как одна из главных функций мозга. Хотя современным людям, увы, не приходится напрягаться, чтобы сориентироваться, потому что нам сегодня очень много всего пояснюють.У суетливом городе все понятно и даже не очень интеллигентный человек даст себе здесь совет. Второе мышления: сновидного. Когда наш мозг не нуждается ориентироваться, он спит и одновременно думает о том, о чем не имеет времени подумать, когда надо ориентироваться. Литература - чудесная возможность свести вместе эти два мышления. Когда есть интенсивная картинка - работает один тип, а когда есть пустота, появляется возможность оте все налапане спокойно пропустить через призму сновидности и, таким образом, поймать все эти вещи.

Считаю, одним из крупнейших своих жизненных достижений - возможность иметь много времени, не думать о то, о чем должны думать другие. Поэтому обратно много думаю о то, о чем не успевают подумать другие люди. Я считаю, что это одна из функций профессиональных писателей. Так же, как пекарь для всех печет хлеб, писатель имеет то время, которое ему делегировали люди, которые время нет. Мол, ты подумай и напиши нам что-то. Так же, как косарь нам косит, и мы уже не должны косить.

- Вас называют представителем "Станиславского феномена". Согласны с этим определением?

- Сначала есть какое-то явление, какая птичка, а затем орнитолог ее называет. Она от этого не меняет свое поведение, цикл размножения или окраски, и когда ее назвали, например, «кукушка полевая», не ограничивает свое пребывание только полем. Так же в этом случае. Литературоведческая работа - систематизировать, давать определение ради того, чтобы быть анализировать, иметь возможность что-то классифицировать, о чем-то рассказывать. Станиславский феномен - это литературоведческое понятия. Оно касается творчества конкретных людей в конкретный период. Все, что происходит сейчас в Станиславе уже не этим феноменом. Он включает несколько лет и нескольких авторов и не означает, что теперь надо писать по-Станиславскому или феноменально (смеется).

- Вы также является известным переводчиком из славянских литератур. Как подбираете тексты для переводов?

- Здесь я воспользуюсь опытом своего брата Юрия - профессионального переводчика, который говорит, что переводит только те книги, которые, чувствует, хотел бы сам написать. Здесь речь идет не только об осознании того, что у нас непереведенных какой автор и надо, чтобы украинцы его прочитали. Самое важное, когда находишь в произведении другом языке нечто, очень созвучное тебе и хочешь его просто заново родить или переродить в своей речи. Потому что жизнь в каждом языке есть другим, и перевести - это почти, как дописать. Однако нельзя надеяться, что украинская аудитория воспримет тех или иных славянских писателей так же, как их воспринимают у себя на родине. У них работает очень много культурных кодов, которые у нас могут просто не иметь такого значения. В польской литературе и культуре, например, есть такая важная вещь, которой нет у нас - вся она словно грибницей. В течение нескольких веков и грибница разрастается и каждое произведение, несмотря на масштаб и сенсационность, занимает свое место в их организме. Поэтому польский читатель никогда не читает произведение как нечто автономное. Он понимает все те связи они добавляют весомости. Так как паутина: тронешь какую ниточку - звучит все вокруг. Украинский читатель не может этого воспринять через неврощенисть. Собственно, поэтому очень часто какие-то переведены и, казалось бы, важные тексты с польской или чешской не имеют у нас того резонанса.

Я переводил то, что, на мой взгляд, было бы очень интересно прочитать по-украински Украинский. Прежде всего речь шла о Винценц, потому что он писал о нашей Гуцульщине и мне бы очень хотелось, чтобы наши люди знали еще такой уникальный взгляд на этот край, потому что он изнутри и со стороны одновременно. Надо сказать, что мало кто из поляков прочитал роман «На высокой горной долине» до конца. Потому что это очень трудное чтение, так называемая неконвенционную литература, не соответствует требованиям общественного договора о том, как должен выглядеть художественная эссеистика. Хотя на самом деле прочитать ее стоит, потому что в этой книге есть все. Этаж плотов, как бы сказали гуцулы.

Facebook / Тарас Прохасько

МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ПИСАТЕЛЕЙ - говорить о каких КСТАТИ, ПИСАТЬ О ТО, ЧТО ЕСТЬ, НО еще не сказано

- Кроме художественной литературы, пишете авторские колонки на общественно-политические, ку нием в физкультурно темы. Что побуждает Вас к этому?

- Есть разные мотивы. Среди весомых - хочу расширить возможности художественной литературы. Принято считать, что художественная литература - это рассказ, новелла, роман. Но на самом деле ею может быть даже эссеистика. И вот я все время стараюсь охудожниты публицистические вещи. Кроме того, мне кажется, что основная функция писателей - говорить о каких-то вещах, писать о то, что есть, но еще не сказано. По-своему хочу еще раз подчеркнуть вопросам, не предлагая ответов и понимая, что их, возможно, никому не найти. Но вопросы без ответов также важный путь эволюции.

- Как тема войны рефлексирует в литературе? Писатель сразу или все же через некоторое время может воспроизвести этот трагический опыт в своих произведениях?

- Нужно припомнить, что литература является различного назначения и сорта (я не говорю о хорошей и плохой, о массовой и элитарной). Она имеет различные функции и направления и поэтому теперь есть много так называемой литературы быстрой реакции: репортажи, очерки, поэзии. Кроме того, есть литература средней реакции - массовая, жанровая. Поэтому следует ожидать, что вскоре появятся любовные романы о войне, боевики, конспирологические, шпионские штучки про всякие замыслы ... Такие вещи пишутся быстрее. А когда речь идет об огромном (в смысле осмысления) роман или повесть, понятно, что он нуждается дистанции. Ибо невозможно писать такого эпохального романа, пока неизвестно, чем это все закончится. Надо знать, куда стечуться потоки. К этой войны еще вернутся в литературе много десятилетий, если еще литература будет к тому времени. Потому что время многое затирает. Вместе с тем есть вещи, которые просматриваются.

ПОСЛЕ ДВУХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ УКРАИНСКОГО ГОСУДАРСТВА КАКАЯ ЧАСТЬ УКРАИНСКОГО Понятно, что ВОЙНА С РОССИЕЙ ВОЗМОЖНО, ЧТО ЭТА СТРАНА может хотеть ВОЕВАТЬ С УКРАИНЫ

- Как думаете, изменила война сознание украинский?

- Одной из самых ярких признаков этого состояния войны есть много информации, но очень мало ясности. На самом деле никто не знает, какие есть пружины, течения, решения, договоренности. Никто не может знать всех перспектив и прогнозов. Это причудливая война, одних истощает, вторые пытаются от нее убежать, а для третьих она - жизненный спасение. Я говорю не о дельцов, для которых это золотая жила, а о тех, для кого быть на войне - это попытка решить проблемы, которые их запутали в мирной жизни. Уже несколько десятков тысяч человек разного возраста побывали на фронте и возвращаются домой с опытом войны, не могут отвергнуть.

Наибольшим позитивом я считаю то, что после двух десятилетий украинского государства какая-то часть Украинской поняла, что война с Россией возможна, что это государство может хотеть воевать с Украиной. Конечно, есть и те, кто до сих пор не считает саму Россию врагом. И их почти 60%. Кто-то считает, что это все "мутки" международные, кто винит во всем Путина, а не русских, потому что они, мол, красивые. И сам фактор осознания того, что "русский брат" может быть жадным - единственный положительный результат всего этого происходящего.

- Верите в счастливый для Украины сценарий развития событий на Донбассе? Какой он?

- Я считаю, что идеально-реальным сценарием было бы прекращение боевых действий и преобразования этой территории на несколько лет в серую зрения. Пусть это будет замороженный конфликт - так, как в Приднестровье (Молдова). Конечно, там есть много проблем, через них проходит множество советов контрабанды, его не признают страны-члены ООН. Но, как говорили львовские панки, "срав пес" - важно, что там не стреляют. Поэтому не надо пытаться сразу всем овладеть в Донбассе. Думаю, нужно время, чтобы все улеглось, чтобы спали эмоции, появились какие-то новые веяния. Тем более, что теперь такое время, когда каждый год появляются новации во взгляде на мир. И тех людей они также не пройдут.

Facebook / Тарас Прохасько

ОТНОШЕНИЕ К ЛИТЕРАТУРЫ КАК К ЛЖИ воспитала советская система. Она убила ДОВЕРИЕ К ПИСЬМА

- Социология говорит, что по сравнению с другими европейскими нациями украинцы очень мало читают. Как думаете, почему?

- Есть очевидные причины этого явления. Например, у потребителей виртуальной реальности, которой в течение десятилетий было чтение, появились другие - простые и легкие источники. Кроме того, в 90-х годах произошел огромный перелом, состоялся безумный сдвиг, который привел к разрыву традиций. Я говорю о миллионах людей, у которых просто не было времени на духовность и на детей. Появилось много тех, которые прежде были вынуждены думали о том, чтобы выжить. Чтение стало укором для самого себя, недбанням о семье, детей и будущее. Тогда произошел перелом, потому что люди сами не читали не занимались с детьми. Появилось поколение, которое массово выпало по воспитанию и традиций. Когда женщина от 8 утра до 8 вечера работает на рынке и в конце рабочего дня уставшая приходит домой, а ей еще в доме надо что-то сделать и телевидение предлагает какое-то ток-шоу, не говоря о совместном чтения! Я не говорю о миллионах украинский, не живут дома годами и ездят на заработки за границу. Эта традиция пребывания с детьми и передачи им, в том числе, своего опыта оборвалась. А еще отношение к литературе как к неправде воспитала советская система. Она убила доверие к письму.

Мне кажется, что в этом переходном времени наш народ вошел в этап очень резкого изменения от социалистического образа жизни к капиталистическому, рыночного, и теперь всем надо очень много наверстать. Все пощупать, почувствовать, набутися. Так называемое мышление, не дает результата здесь и сейчас, общество оттеснили на обочину. Думаю, мы еще не очень хорошо можем оценить этот постсоветский перелом. 70 или 50 лет социализма так подействовали, что теперь люди будто заново родились. Отсюда вся эта поспешность, потребления. Все должно устояться. Пока не будет уверенности в том, что жизнь стабильно.

- Писатель - это профессия или мировоззрение?

- Думаю, лучше всего, когда писатель является писателем и по мировоззрению и по профессии. Сковорода это называет сродной трудом. Писательский мировоззрение -особая дело, когда видишь литературность во всем, что вокруг. А профессия - это то, как ты то делаешь. Соответственно, можно видеть по-писательски и не писать. А можно писать и не видеть.

- Тогда что делает текст литературой художественной?

- Я считаю, что каждый текст является литературой. Просто есть художественный текст и нехудожественной. Литература - это осуществлена ​​потребность записать, перенести реальность в письмо или создать письменную реальность.

- Существуют плохие книги?

- Я не оперирую такими категориями. Я считаю, что качество / неякисть относительно книг - сомнительные категории. Все зависит от punktu widzenia. Поэтому, когда речь идет обо мне, то есть книги интересные и неинтересные, нужные и ненужные. Знаю, что в каждой, даже неинтересной книге можно найти что-то полезное. Потому что когда определяешь, делаешь экспертизу, книга становится для тебя уроком, вызывает определенное эмоциональное или еще какое-то отношение. И это становится твоим опытом.

- Наверное, Вам часто приходится читать тексты о себе. Узнаете себя в той литературно-критической, читательской рецепции?

- Одна из самых важных вещей, которые должен для себя уяснить автор (и я для себя это осознал) - то, что его произведение не является им. Так же, как и восприятие его как личности любым из читателей. Это все разные взгляды, переживания разных людей. Писатель намного шире, больше от всего этого. Но также надо помнить, что все проходит, и даже в самых удачных случаях после каждого остается то очень редуцированы, суженное до нескольких слов. А именно субъективная оценка или энциклопедическая статья. То есть надо быть готовым и к этому. Да, я богаче чьих восприятий, и это не имеет большого значения. Но в конце концов, когда меня не будет, восприятие моей личности будет таким, которое останется.

ИДЕАЛЬНЫЙ читатель - это познающий из прочитанного ГОРАЗДО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТАМ НАПИСАНО

- Для кого Вы пишете? Пробовали составить образ своего идеального читателя?

- Идеальный читатель для меня - тот, кто не надеется на развлечение. То есть к чтению не относится как к шоу-бизнеса. Это маленькая, радостная, немножко легкая, немного тяжелая сотрудничество. Идеальный читатель - это тот, кто познает из прочитанного гораздо больше, чем там написано.

- В прошлом году вместе с женой Марьяной Вы закончили писать замечательную трилогию о кротовых семейство. Что побудило Вас писать литературу для детей?

- В нашем случае - это результат безупречной сотрудничества. Не было ни одного слова, не стало результатом общего согласия. Считаю, если хочешь кому-то что-то сказать, надо начинать с раннего возраста. Потому что потом дети уже сами все знают, чтобы ты не говорил. С возрастом затирается умение слушать. Поэтому, если есть какие-то вещи, о которых хочешь сказать, следует начинать с тех, у кого еще открыты уши. Кроме того, мы очень хотели сделать какую-то такую ​​вещь, чтобы родители и дети были при общем деле. Поэтому специально писали так, чтобы самые смыслы открывалась не при самостоятельном, а совместном чтении, когда происходит сосуществования.

Леся Салий, для 5.ua

Отличаются аудитории этих городов?
Какой, по Вашему мнению, роль литературы в Украине?
Что должен получать читатель, кроме удовольствия от текста?
Согласны с этим определением?
Как подбираете тексты для переводов?
Что побуждает Вас к этому?
Как тема войны рефлексирует в литературе?
Писатель сразу или все же через некоторое время может воспроизвести этот трагический опыт в своих произведениях?
Верите в счастливый для Украины сценарий развития событий на Донбассе?
Какой он?