Войти Зарегистрироваться
Авторизация на сайте

Ваш логин:

Ваш пароль:

Забыли пароль?

Реклама
Архив новостей
Реклама
Популярные статьи
Реклама

Следующая остановка - Главный железнодорожный вокзал. Конечна. Железнодорожные станции Львов

История Львовского дворца начинается 1841, когда правительство Австро-Венгерской империи утвердил Программу по делам железных дорог. Одна из проблем, на которой сосредоточивалась Программа - строительство железных дорог в Галичине и Волыни. Таким образом линию из Вены во Львов должны были построить до 31 декабря 1863 года, после чего было проложить пути в Броды, Черновцов, Кракова и Подволочиска. История Львовского дворца начинается 1841, когда правительство Австро-Венгерской империи утвердил Программу по делам железных дорог

Первое здание Главного вокзала. Источник: http://photo-lviv.in.ua/lvivskyj-holovnyj-dvirets-stalinskyj-ampir-za-setsesijnym-fasadom/

При прокладке железнодорожной линии из Львова в Перемышль длиной 97,6км, Привилегированное общество Галицких железных дорог под руководством Леона Сапеги получило подряд на строительство большого здания железнодорожного вокзала.

4 ноября 1861 торжественно открыли первый львовский вокзал частного акционерного общества железной дороги им. Карла Людвига, который начали строить в 1858 году. Регулярный пассажирский движение между Львовом и Веной через Краков того же дня открыл поезд в составе локомотива «Ярослав», двух пассажирских вагонов и четырех платформ, прибыл к перрону на Дворцы в 14:30. Стоит добавить, что этот поезд двигался со скоростью 20 км / ч.

Стоит добавить, что этот поезд двигался со скоростью 20 км / ч

Первое здание Главного вокзала

Но вернемся к строительству. После получения подряда, Привилегированное общество Галицких железных дорог столкнулось с вопросом, где было бы лучше разместить станцию. Общество объявило конкурс, на который было представлено три варианта:

  • пустить путь через Байки, далее - виадук через современную улицу Стрыйскую и на месте Стрыйский парк построить вокзал;
  • позволить поездам курсировать через Пидзамче и организовать там главный вокзал Львова;
  • расположить вокзал на его нынешнем месте.

В конкурсе, как видим сегодня, предпочли третий вариант.

Первоначальное здание вокзала значительно отличалась от той, которую мы знаем сегодня. Сооружение вокзала была 70 саженей в длину и 10 саженей в ширину. В помещении располагались залы ожидания для пассажиров всех классов, ресторан, кафе, конторы технических служб и полиции, касса багажного отделения, почтовое отделение. У здания вокзала были размещены два павильона для контор и квартир служащих, вагонное депо с четырнадцатью вагонами, казармы для надзирателей и железнодорожных рабочих, ремонтные мастерские, склады. Персонал вокзала составлял 38 человек: начальник, 26 служащих, 10 надзирателей и врач.

1866 было открыто движение в Черновцы, со привело к строительству еще одного вокзала - Черновецкого. После построение между двумя дворца возникла конкуренция. Предпочтение получил Черновицкий вокзал, который был несколько ближе к городу и имел удобнее транспортное соединение. Подробнее о Черновицкий вокзал мы писали в прошлой статье . Впоследствии вопрос конкуренции был решен благодаря распределению функций: Главный вокзал принимал поезда из Черновцов, зато Черновицкий - из Кракова.

1892 стал годом перемен, поскольку тогда железная дорога стала собственностью государства. Это ускорило приток инвестиций, соответственно, и строительство новых линий. Встал вопрос о строительстве во Львове нового железнодорожного вокзала, ведь существующий не справлялся с растущим пассажиропотоком. В 1899 году было рассмотрено и утверждено проект авторства Владислава Садловского, выполненный в 1898 году на основании материалов директора железной дороги Людвика Вежбицькои.

Эскиз плана нового железнодорожного вокзала, открытого в 1904 году. Источник: http://photo-lviv.in.ua/lvivskyj-holovnyj-dvirets-stalinskyj-ampir-za-setsesijnym-fasadom/

Строительство начато в 1902 году на месте старого вокзала. Строительные работы выполняла фирма Ивана Левинского, Альфреда Захаревича и Юзефа Сосновского. Главный вход и дебаркадер выполнены по проекту инженера Е. Зеленевского. Интерьеры залов ожидания 1 и 2 классов спроектировал А. Захаревич, интерьеры залов ожидания 3 класса, ресторана и столовой спроектировали Т. Обминский и А. Лушпинский. Фронтон здания украсили скульптурами А. Попеля и П. Вийтовича: женщина символизирует железную дорогу и торговлю, человек на льве - промышленность и город Львов. Основным элементом оформления главного вестибюля был витраж «Архангел Михаил» с панорамным видом Львова на фоне. Также при строительстве было использовано новейшие железобетонные конструкции системы Франсуа Еннебика, выполненных фирмой Альфреда Захаревича и Юзефа Сосновского, при участии инженера Михала Финкельштейна. Перрон перекрыто двухпролетной стальным дебаркадером, который был спроектирован Владиславом Садловским в 1902-1904 годах. Арочные перекрытия перонного дебаркадера образуют клепаные из стали фермы большого радиуса, заполненных бронированным стеклом. Общая длина конструкции - 159 м, ширина - 69 м. Метель элементы каркаса изготовлены на комбинате «Витковице» в Остраве, Чехия.

Платформа над железнодорожными перронами (изготовлен в чешском металлургическом комбинате «Витковице»). Примерно 1904. Источник: http://photo-lviv.in.ua/lvivskyj-holovnyj-dvirets-stalinskyj-ampir-za-setsesijnym-fasadom/

При сооружении дворца использовали лучшие достижения начала ХХ века: электрическое освещение и вентиляцию, центральное отопление, первые в Украине электрические лифты. Это при том, что в городе, на момент открытия вокзала, работала только одна маломощная электростанция. Одной из инженерных чудес было ажурное перекрытие перронов, которое благодаря нанесенной на него эмульсии светилось ночью. Вход на вокзал был платным.

Вокзал открыто 26 марта 1904. После открытия он был одним из самых современных в Европе.

После открытия он был одним из самых современных в Европе

Новое здание вокзала. Источник: https://historykon.pl/jak-to-we-lwowie-dworce-otwierano/

«Новый центральный львовский двирець посвятили вчера к обеду и открыли в строгом соответствии с правительственным церемониала и при участии всех чиновников, которых только можно во Львове найти. Колийова капелла имела тушем поздравить австрийского Меркурия, или же демона, который приводит в движение крылатое железнодорожное колесо - то есть господина министра Виттека. Внутри огромного зала, затененной голубым тоном витража святого Михаила, собрался настоящий толпу достойных самых разных категорий. Это было общее рандеву золотых воротничков, орденских звезд и позолоченных крестиков, которые скопились так густо и плотно, что польские костюмы городского совета вместе с несколькими гражданскими фигурами творили для глаза милый передышку », - так несколько иронически изображала львовская пресса церемонию посвящения в 1904 году нового львовского центрального вокзала.

Номер газеты «Kurier Lwowski», в котором описывается церемония открытия нового Главного вокзала, 1904 год. Источник: http://photo-lviv.in.ua/lvivskyj-holovnyj-dvirets-stalinskyj-ampir-za-setsesijnym-fasadom/

20 июня 1915 вокзал подожгли отступающие войска Российской империи. Сооружение также значительно пострадала во время польско-украинской войны 1918-1919 годов. Один из боев наступлений продолжился на станции Персенковка, о которой мы писали ранее . Тогда многочасовой штурм закончился отступлением украинских солдат, после чего они попали под бомбы на Персенкивци. В результате боев на Главном вокзале были уничтожены начальные интерьеры и центральный портал вокзала.

1918. вокзал после польско-украинских столкновений. Источник: http://photo-lviv.in.ua/lvivskyj-holovnyj-dvirets-stalinskyj-ampir-za-setsesijnym-fasadom/

После перехода Львова в Польше начались работы по восстановлению вокзала под руководством архитектора Генрика Зарембы. В 1923 году на фасаде и внутри здания установлено несколько композиций Петра Вийтовича. Полностью, перестройка львовского вокзала завершилась лишь в 1930 году.

Вокзал сильно пострадал от бомбардировок во время Второй мировой войны, которым он подвергался уже с первого дня войны - 1 сентября 1939. После войны продолжались споры: восстанавливать прежний вид вокзала или снести остатки и построить новый. В качестве компромисса приняли решение восстановить фасад здания, а интерьеры сделать уже в стиле сталинского ампира. Послевоенное восстановление вокзала началось в 1946-1951 гг., А полностью завершилось только в 1957 году.

, А полностью завершилось только в 1957 году

Главный железнодорожный вокзал после бомбардировки в первый день войны. Источник: http://photo-lviv.in.ua/lvivskyj-holovnyj-dvirets-stalinskyj-ampir-za-setsesijnym-fasadom/

В здании сохранилась лепнина, люстры, даже кассовые окошки на тех же местах, но выглядят они теперь иначе. Не сохранились и металлические поручни, которые разделяли очереди людей возле касс, чтобы они не сбивались в толпу. Не дожила до наших дней роскошная австрийская спальня.

Сегодня в здании вокзала находится: 1 кассовый зал, 6 залов ожидания различной комфортабельности, VIP-зал, зал официальных делегаций, 3 бара, ресторан, парикмахерская, газетные и аптечные киоски, комнаты отдыха. Вокзал имеет 5 перронов, 8 путей (по одной колее у первого и пятого перронов и по две у второго, третьего, четвертого перронов). Выход в перронов обеспечивают три подземные переходы, а к первому перрона, кроме них, еще два внешних выхода. Над всеми перроне вокзала находится металло-стеклянный дебаркадер.

Над всеми перроне вокзала находится металло-стеклянный дебаркадер

Первоначальный внутренний вид вокзала. Зал ожидания для клиентов 2 класса. 1904. Источник: http://photo-lviv.in.ua/lvivskyj-holovnyj-dvirets-stalinskyj-ampir-za-setsesijnym-fasadom/

В наши дни станция Львов, в состав которой входят Главный и Пригородный вокзалы, является станцией формирования всех пригородных и региональных электро- и дизель-поездов, обеспечивающих прямую связь с Ужгородом, Ровно, Донецке, Стрый, Самбор, Сокаль, Трускавцем, Моршином и другими городами.

Также Львов является станцией формирования ряда пассажирских поездов дальнего следования, для отдельных пассажирских поездов является транзитным пунктом.

Также Львов является станцией формирования ряда пассажирских поездов дальнего следования, для отдельных пассажирских поездов является транзитным пунктом

Главный вокзал. Наши дни

Технической особенностью является то, что станция Львов является станцией стыковки. Дело в том, что в 1962 году был электрифицирован участок Львов - Стрый постоянным током, а в 1966 году - участок Львов - Красное переменным струмом.У месте схождения двух родов тока как раз и оказалась станция Львов, поэтому на станции всегда (кроме применения двухсистемных поездов интерсити) происходит изменение электровоза - при следовании на Мостиска, Перемышль, Ужгород со переменного на постоянный ток, в направлении на Киев - наоборот. Поезда, следующие в Ивано-Франковск, Сокаль, Луцк обслуживаются тепловозами и дизель-поездами.

В 2003 году к столетию постройки, вокзал был отреставрирован.

Спасибо, что воспользовались услугами скоростного межвременного экспресса "Артефакт".

источники:

  1. photo-lviv.in.ua
  2. historykon.pl

Ростислав Кузык

связано