Войти Зарегистрироваться
Авторизация на сайте

Ваш логин:

Ваш пароль:

Забыли пароль?

Реклама
Архив новостей
Реклама
Популярные статьи
Реклама

Портрет художника: Александр Дьяченко

Александр Дьяченко родился в 1956 году в Киеве. Учился в Республиканской художественной средней школе им. Т. Г. Шевченко и Львовской Национальной академии искусств. Скульптор. Живет и работает в Киеве.

25 лет ПРИСУТСТВИЯ

Изменилось очень много. Появилось государство, появилось абсолютно новое понятие украинского искусства, что раньше было только в контексте советского, я имею в виду заидеологизированность, а понятие «этнический» было равнозначно шароварного, потому что этого требовала идеология, но после обретения независимости, и даже раньше еще в период перестройки, украинское искусство начало развиваться как особое явление уже в мировом контексте. В Советском Союзе об украинском искусстве заговорили как о чем-то серьезном начиная с Молодежной выставки в Москве, когда Савадов и Сенченко экспонировали свою «Клеопатру».

Лично для меня в период перестройки уже сформировался направление, в котором я дальше стараюсь развиваться, то есть закончился «поиск наугад», характерный для первых 5-7 лет после института.

Национальное в искусстве проявляется обычно не в традиционных, то есть фольклорно-этнических формах. Когда речь идет об актуальном искусстве, как о направлении, которое, кстати, начало формироваться в Украине только во времена перестройки, то художник переживает конкретное время своей страны и нации, общественные изменения. Когда речь идет о других направлениях, то это ощущение глубин собственной земле.

Я говорю не обо всех художников, а о тенденции, проследил. Я не работаю в жанре актуального искусства - скульптура слишком долго делается и долго живет, чтобы быть привязанной к сегодняшней актуальности.


Украинская скульптура. На восприятие пластики безусловно влияет первый пластический опыт с самого раннего детства будущего скульптора, как тактильный, так и визуальный: тело матери, ландшафт, линия горизонта, небо, окружающие предметы. Таким образом закладывается первичный пластический код. Далее на пластическое мышление влияют образцы того, что было сделано на определенной территории к нам. Если на центрально-южной части Украины образцы пластики - это каменные скульптуры, то на западной Украине - это дерево, там имела большое влияние католическая церковь, ее традиции влияли на формирование художников. Мне ближе степная пластика, я ее больше понимаю, отчетливо чувствую, я представитель этого региона. Еще со школьных лет, учась в РХСШ, я задал себе вопрос: где наша украинская архаика? И с тех пор коллекция степной пластики музея Яворницкого стала для меня своеобразным храмом.

Присутствие художника на земле, а земли в художнику является основой.

Кроме этого, существует мировое искусство со своими образцами, тоже влияет на мышление автора. Это процесс многогранный.

Личные предпочтения, которые формируются в процессе, тоже много значат.

Идентичность. Сейчас страна находится в процессе познания своей идентичности, последние события ускорили этот процесс. Для меня это ощущение было знакомо и в советское время, я никогда себя не считал советским или российским. Человек, когда занимается культурой, так или иначе ставит перед собой вопрос о собственном происхождении, поэтому большинство деятелей культуры определились со своей идентичностью.


Очень важно понимать различие между этничностью и нацией.

Быт, отношение к земле, традиций, фольклор, эпос - все это этнические составляющие, очень стали, сформированы. А вот понятие нации - это другое. К попытке сформировать украинский как нацию прибегал и Мазепа, и Тарас Шевченко, этими попытками обозначены и движения в конце XIX и в начале XX века. И я думаю, только сейчас этот процесс начинает окончательно выкристаллизовываться, и большинство этносов, живущих на территории Украины, понимают это.

Смыслы и задачи в искусстве. - На меня влияет окружающая ситуация, но скульптура - это такой вид искусства, где может присутствовать негатив. В живописи или в графике могут быть критические вещи; в скульптуре - нет, потому что скульптура - это своеобразное послание в настоящее время. Во-вторых, скульптура тактильная. Я очень слабо себе представляю тактильный негатив.

В отличие от животных у человека есть инстинкт смерти, и я думаю, это осознание является большим толчком к творчеству у человека. Цветаева это смогла сформулировать в стихотворении «О сколько их упало в эту бездну». Если говорить о темах, то лично для меня притягательным все, что связано с человеком, его внешность, его внутренний мир, это бесконечная тема, человек - это часть природы, и мне интересно определить, насколько она совершенной ее частью.

Если говорить о темах, то лично для меня притягательным все, что связано с человеком, его внешность, его внутренний мир, это бесконечная тема, человек - это часть природы, и мне интересно определить, насколько она совершенной ее частью

Задача искусства - построить эмоциональный баланс в обществе. Например, искусство Месопотамии пугало, оно должно показывать силу, искусство Египта более глубоко подходило к человеку, там скульптор приравнивался к жрецу, считалось, что в портрет можно было вдохнуть душу. В Египте вообще другое отношение было к смерти, к искусству. Искусство всегда кружит вокруг смерти. На разных этапах человеческой истории отношение к искусству было разное, но оно всегда было в обществе; как и религия, оно влияло на его развитие, создавало баланс, играло большую роль в объяснении существования человека.

Культура - это когда общество воспринимает создают отдельные деятели культуры. Некоторые народы, не воспринимая то, что создают их лучшие представители, становятся донорами для других культур. Культура - это общество, а есть отдельные личности, которые создают, и если общество пытается это понять и сделать своим, это является показателем уровня культуры общества. Искусство - это энергетика личности. И эту заложенную энергию чувствует зритель.

Избранные выставки:

  • «Трансформация. Доказательства »(2016 Kunst-und Filmbiennale Worpswede, Ворпсведе, Германия);
  • "Точка зрения. От Запада к Востоку »(2016, Национальный заповедник София Киевская, Киев);
  • «Мужской портрет» (2016, Национальный музей им. А. Шептицкого, Украина)
  • «VII Большой скульптурный салон» (2015, Художественный Арсенал, Киев);
  • «3-й Международный симпозиум по скульптуре в граните» (2014 Арт-резиденция «Княжа Гора», Канев, Украина);
  • «Fine Art Ukraine» (2013, Художественный Арсенал, Киев);
  • «Матч-пойнт 88: за мгновение до новой жизни» (2013, Киев);
  • «Выставка портрета» (2013, WerkKunstGallerie, Берлин)
  • «Большой скульптурный салон» (2012, Художественный Арсенал, Киев);
  • «Большой скульптурный салон» (2010, Украинский Дом, Киев);
  • «De Profundis» (2009, Художественный Арсенал, Киев);
  • «Большой скульптурный салон» (2009, Украинский Дом, Киев);
  • «Александр Дьяченко, Петр Антип, Специальный проект журнала ART-UKRAINE» (2008, выставочный зал «Акко Интернешнл Киев)
  • «Александр Дяченко» (2008, галерея «Триптих», Киев);
  • «Большой скульптурный салон» (2007, Украинский Дом, Киев);
  • «Триеннале скульптуры» (2005, НСХУ, Киев);
  • «Александр Дяченко» (2000, Молодежный театр, Чернигов, Украина).

__________________________________________________________

читать «Новости» издательства ArtHuss

__________________________________________________________

Более о мировом и украинском искусстве читайте в нашем блоге.

Читать блог ArtHuss

Похожие

Найденный портрет самой несчастной английской королевы
В частном лондонском собрании обнаружен портрет, на котором, скорее всего, изображена леди Джейн Грей, правившая Англией в 1553 году всего девять дней и обезглавленная ?? полгода назад в возрасте 16 лет. До сих пор считалось, что леди Джейн - единственная королева, чье изображение не дошло до наших дней, сообщила газета Guardian.
Еще со школьных лет, учась в РХСШ, я задал себе вопрос: где наша украинская архаика?